Возможность задать вопрос создателям сайта по тематике присоединения России к ВТО
Результаты мониторинга СМИ, пресс-релизы, мнения экспертов, информация о событиях
Новости
Пресса
Мнения
Календарь событий
Вопросы и ответы
Общая информация о структуре, принципах функционирования, участниках ВТО, выгодах членства в ВТО и типичных заблуждениях относительно деятельности организации
Краткая справка
Участники ВТО
ВТО о себе
названия организаций со ссылками на их сайты






Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Архив



26.08.2005 11:36:41
Приход иностранных банков в Россию: чего конкурентам стоит бояться, а чего - нет («Прайм-ТАСС», 25.08.2005, Иван Сергеев)

Этот почти гамлетовский вопрос обсуждается на различных уровнях уже достаточно долго. Особую актуальность он приобрел в связи с переговорами по вступлению России в ВТО. Еще в 2003 году банковское объединение "Financial Leaders Working Group" /"FLWG"/ и Федеральный союз немецких банков /"BDB"/ выступили с предложением допустить филиалы иностранных банков на отечественный банковский сектор. Иностранные банкиры мотивировали свою позицию тем, что либерализация рынка принесет долгосрочные инвестиции в банковскую систему страны и увеличит ее конкурентоспособность.

Однако их предложение было отвергнуто, несмотря на то, что недостаточная капитализация отечественной банковской системы является одним из важнейших факторов, которые ставят под сомнение возможность выполнения задачи по удвоению ВВП, поставленную президентом России Владимиром Путиным. Учитывая, что российское банковское сообщество в своем большинстве всегда было против конкуренции из-за рубежа, представляется полезным предложить читателям анализ доводов "против" с точки зрения их корректности.

В отличие от дочернего банка, иностранный филиал – неотъемлемая часть материнского банка: он не имеет юридического лица, и у него нет собственных средств. Эти отличия юридического и финансового статуса, по мнению ряда экономистов, наделяют филиал рядом бесспорных преимуществ перед российскими банками. Разберемся, насколько серьезны эти "страшилки"?

Страшилка 1: филиал иностранного банка, не обладая капиталом, будет иметь явное преимущество перед отечественными кредитными организациями, поскольку основные нормативы, регулирующие деятельность банка /максимальная величина задолженности на одного заемщика, коэффициент достаточности собственных средств и т.п./, рассчитываются относительно величины капитала банка.

Основное следствие, вытекающее из данного опасения, заключается в том, что отсутствие капитала позволит филиалу крупного западного банка выдавать кредиты в нужном заемщику объеме, что для большинства российских банков, ограниченных относительно небольшим размером собственных средств, затруднительно. Справедливости ради следует отметить, что большие кредиты – благо и для каждого заемщика, и для экономики в целом. Что же касается существа вопроса, можно привести следующие аргументы.

Во-первых, уже сейчас при невозможности финансирования дочерними иностранными банками клиента в нужном объеме в роли кредитора выступает его материнская компания, а дочерняя структура может осуществлять вспомогательные функции. Таким образом, это опасение должно относиться не к филиалам, а к иностранным банкам вообще.

Во-вторых, синдицированное кредитование позволяет отечественным банкам удовлетворить спрос заемщика на большие кредиты. Правда, пока на этом рынке действуют не более 50-70 банков, а проведение такого рода сделок сопряжено с особенностями отечественной банковской системы: низким доверием местных банков друг к другу, отсутствием отработанных схем и правил синдикации, сложными переговорно-согласительными процедурами и так далее.

В-третьих, многие российские банки фактически нарушают норматив, который ограничивает максимальную сумму кредита, приходящегося на одного заемщика или группу связанных компаний. Не секрет, что ссуды, превышающие ограничение, выдаются не напрямую, а через другие банки и ассоциированные или аффилированные компании.

И, наконец, уже сейчас наблюдается рост концентрации банковского сектора, который необходим для его нормального функционирования. Появление филиалов будет способствовать ускорению данного процесса, что, несомненно, окажет положительное влияние на отечественный банковский сектор.

Прибегая к международному опыту, можно отметить, что некоторые страны решили вопрос неравной конкуренции со стороны филиалов иностранных банков, введя дополнительные нормы. Например, Венгрия для привлечения филиалов иностранных банков в страну еще в 1997 году приняла законы, регламентирующие их деятельность. Дабы нивелировать возникающие конкурентные преимущества таких филиалов, за капитал принимался объем средств, затраченный на их создание материнской компанией.

Страшилка 2: допуск филиалов международных кредитных институтов угрожает массовым притоком дешевых средств и выдавливанием местных банков сначала на более рискованные рынки, а затем и вовсе из банковского сектора страны.

Безусловно, отсутствие собственных средств позволяет филиалу более гибко подходить к своей деятельности, однако, создавая филиал, материнский банк сталкивается с другими трудностями, которые также должны приниматься во внимание.

Филиал остается неотъемлемой частью своего материнского банка и размещенные в филиале средства являются одновременно обязательствами материнского банка, который в полной мере несет за них ответственность и рискует своим капиталом. В случае с дочерним банком, напротив, ответственность "головной" организации ограничена величиной собственных средств дочернего банка и риском испортить репутацию «надежного кредитного института» в случае его банкротства.

Российская экономика характеризуется высокими политическими и экономическими рисками, ее инфраструктура недостаточно развита и тормозит развитие не только иностранных, но и местных банков. В связи с этим трудно ожидать большого притока дешевых денежных средств и бурного развития иностранных банков, если власти отменят ограничение на открытие филиалов иностранных банков.

Между тем местные банки уже давно конкурируют с иностранными кредитными институтами в обслуживании высококлассных российских компаний. Их прямое кредитование иностранными банками приводит к тому, чего так бояться противники либерализации отечественного банковского сектора – к вытеснению местных кредитных организаций с наиболее привлекательных рынков. Все больше российских компаний кредитуются у иностранных банков напрямую, привлекают средства на международных финансовых рынках путем размещения собственных ценных бумаг. Таким образом, маловероятно, что дальнейшая либерализация банковского сектора в ближайшее время приведет к резкому росту роли иностранных банков в российской экономике.

Страшилка 3: Банк России будет вынужден осуществлять надзор за деятельностью филиала иностранного банка совместно с контрольными органами других стран. Он не сможет вмешиваться в деятельность банка, расположенного за границей, и будет вынужден полагаться на действия, которые сочтен нужным к нему применить национальный надзорный орган. В этом случае существует прямая угроза стабильности банковского сектора страны.

Вопрос о создании однородной системы надзора и регулирования за филиалами иностранных банков в Европе стал актуальным еще в 70-ые года после банкротства нескольких крупных банков. Для минимизации подобных рисков был создан международный орган, известный как Базельский Комитет. Первым его фундаментальным документом стал Конкордат 1975 года, прописавший принципы надзора и регулирования филиалов, дочерних банков и совместных кредитных институтов иностранных банков. На основе этого документа Европейский Союз выработал собственные директивы, которые предлагали ужесточить требования к коммерческим банкам. Таким образом, уже создана необходимая законодательная база, накоплен международный опыт, в соответствии с которыми и осуществляется надзор за филиалами иностранных кредитных институтов. Тесное сотрудничество, которое и сейчас Банк России осуществляет с надзорными и регулятивными органами других стран, поможет реформировать отечественную банковскую систему. Более того, допуск на рынок филиалов высоконадежных банков, находящихся под постоянным надзором внешних аудиторов, внутренней службы контроля, надзорных органов собственных стран, будет способствовать росту прозрачности и доверия к банковской системе страны.

По поводу опасений, приведенных выше, можно, конечно, спорить, однако есть и такие, что представляются просто ошибочными.

Среди факторов, способных ослабить положение местных банков, называют установленные Банком России обязательные резервные требования, которые не будут распространяться на филиалы иностранных кредитных институтов.

В действительности филиалы иностранных кредитных организаций могут и не быть исключением. Например, в странах Европы не существует такой проблемы, поскольку филиалы банков – нерезидентов производят перечисления средств в ФОР в стране, где инкорпорированы. В частности, в Чехии действует закон (Акт №21/1992. Coll), в соответствии с которым филиалы иностранных банков обязаны зачислять средства в ФОР на счет в Национальном Банке Чехии.

Более того, поскольку в базу расчета величины Фонда обязательного резервирования /ФОР/ по действующему российскому банковскому законодательству входят средства, привлеченные от банков-нерезидентов, иностранные финансовые институты в случае кредитования своих отделений вынуждены дважды перечислять средства в ФОР: первый раз в своей стране, а второй – в России. В то время как внутренние межбанковские операции не участвуют в расчете этой величины. Поскольку "дочки" и филиалы иностранных банков имеют значительную долю привлечения от банков-нерезидентов, это увеличивает для них среднюю стоимость привлеченных средств. Это значит, что настоящее законодательство предоставляет конкурентное преимущество местным кредитным организациям.

Другой пример: "при наличии соглашения об избежание двойного налогообложения налоги на прибыль уплачиваются материнским банком за границей, что может выглядеть как конкурентное преимущество…". На самом деле филиалы, как и дочерние организации иностранных банков, обязаны платить налоги в России. Суть соглашения о двойном налогообложении заключается в том, что компания, осуществляющая свою деятельность в разных странах, не платит налоги на одну и ту же прибыль повторно. Поэтому филиал, как правило, платит налоги в стране, где осуществляет свою деятельность, а материнский банк налог на прибыль, заработанную филиалом, платит только в размере превышения налоговой ставки в стране своего пребывания над налоговой ставкой страны, где находится ее филиал.

Вместе с тем не стоит возлагать больших надежд на иностранные банки. Во многих странах они показали себя как осторожные и крайне консервативные участники банковского рынка. В Бразилии, например, ряд авторов отмечают, что именно "свои" банки стали пионерами в развитии современных банковских технологий на внутреннем рынке, первыми, в частности, автоматизировали предоставление финансовых услуг и ввели интернет-банкинг. А в Мексике продажа крупнейших госбанков иностранцам и вовсе привела к дефициту кредитных ресурсов в экономике страны. Опыт показывает, что развитие иностранных банков в чужой стране зависит от ряда факторов /таких, как экономическая и политическая стабильность, наличие развитой инфраструктуры и прочее/, и либерализация рынка в ближайшее время не изменит существенно структуру российского банковского сектора.

Иван Сергеев,
Специалист финансового департамента ЗАО "АБН АМРО Банк АО"



 
Тел: (495) 7729590,
д. 2192; Факс - д. 2522
моб. +7909 1558307
E-mail: info@wto.ru