Возможность задать вопрос создателям сайта по тематике присоединения России к ВТО
Результаты мониторинга СМИ, пресс-релизы, мнения экспертов, информация о событиях
Новости
Пресса
Мнения
Календарь событий
Вопросы и ответы
Общая информация о структуре, принципах функционирования, участниках ВТО, выгодах членства в ВТО и типичных заблуждениях относительно деятельности организации
Краткая справка
Участники ВТО
ВТО о себе
названия организаций со ссылками на их сайты






Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Архив



01.04.2012 21:42:41
Присоединение к ВТО — это комплексный процесс, который подразумевает гораздо больше, чем принятие обязательств по ставкам пошлин на товары ("Всемирный банк", 1 апреля 2012)

Доклад Всемирного банка об экономике России, апрель 2012г.; раздел "присоединение к ВТО — уникальная возможность для экономического развития".

16 декабря 2011 г. в рамках Министерской конференции ВТО в Женеве Всемирная торговая организация (ВТО) официально приняла предложение России и пригласила Россию присоединиться к ВТО. До середины июля 2012 г. Россия должна ратифицировать документы о присоединении, и через 30 дней после уведомления ВТО о завершении процедуры ратификации она станет членом ВТО. Российская Федерация, Черногория и Самоа станут соответственно 155-м, 156-м и 157-м членами ВТО, если законодательные органы этих стран ратифицируют пакеты соглашений о присоединении.

Растянувшийся более чем на 18 лет, процесс присоединения России к ВТО стал самым длительным, а Рабочая группа по присоединению России к ВТО самой многочисленной в истории организации. Объем торговли между членами ВТО составляет 97% от мирового торгового оборота, включая более 94% от объема торговли продовольственными товарами в последние годы. Россия вне всяких сомнений является самой крупной экономикой мира, не входящей в состав ВТО.

Присоединение к ВТО — это комплексный процесс, который подразумевает гораздо больше, чем принятие обязательств по ставкам пошлин на товары. Вступление в ВТО повлияет на широкий круг мер государственной политики и институтов, включая тарифную политику, таможенное администрирование, нормы применения стандартов обеспечения безопасности товаров с отказом от протекционистских мер, предоставление доступа на рынки и национального режима иностранным поставщикам услуг, правила режима в отношении иностранных инвесторов в товары, ограничения по сельскохозяйственным субсидиям, искажающим условия торговли, защиту прав интеллектуальной собственности, нормы по обеспечению прозрачности внешнеторгового режима и даже государственные закупки. Данный процесс требует принятия решений высшими руководителями, а также требует времени для оценки широкого круга регулятивных норм. Он предоставляет возможность для осуществления важных преобразований в области торговли, прямых иностранных инвестиций, а также институциональных реформ. Таким образом, процесс присоединения к ВТО является важнейшим инструментом экономического развития. Данный раздел Доклада представляет основные результаты исследований по оценке влияния присоединения России к ВТО на реальный ВВП, уровень заработных плат, доходы населения и уровень бедности, уровень региональных доходов, состояние промышленного сектора, а также на другие ключевые экономические показатели. В этих исследованиях использовались расчетные модели общего равновесия российской экономики.

Кроме того, Всемирный банк провел оценку влияния, оказанного изменениями тарифного режима России в последние годы, а также недавно выполнил расчет влияния принятых обязательств перед ВТО на величину применяемых тарифов. Оценка Всемирного банка выгод России от вступления в ВТО с точки зрения реального ВВП, уровня зарплат, доходов населения и влияния на региональное развитие.

По нашим оценкам, в среднесрочной перспективе выгоды Российской Федерации должны составить около 3,3% ВВП в год (или около 49 млрд. долл. США при расчете на основе ВВП 2010 г.). В долгосрочной перспективе, когда начнет сказываться позитивное влияние на инвестиционный климат, выгоды должны увеличиться до 11% ВВП (около 162 млрд. долл. США ). Эти расчетные выгоды страна будет получать каждый год, т.е. они не будут разовыми (Jensen, Rutherford and Tarr, 2007). Если основываться на эконометрических оценках положительных эффектов от открытого торгового режима, реализация этих расчетных выгод представляется весьма вероятной.

Доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2% до 25% каждый год. Заработные платы квалифицированных специалистов и неквалифицированных рабочих, по оценкам, в среднесрочной перспективе вырастут примерно на 5% и 4% соответственно, а в долгосрочной перспективе — примерно на 17% и 13%. Квалифицированные работники и городское население должны выиграть больше, чем население в среднем благодаря увеличению притока иностранных инвестиций в сектор бизнес-услуг, использующий в большом количестве квалифицированные кадры. Выгода для состоятельных домохозяйств должна быть ниже, чем для среднего домохозяйства в связи с тем, что усиление конкуренции в результате притока прямых иностранных инвестиций приводит к большей выгоде для рабочей силы, чем для капитала. Наименее обеспеченные домохозяйства, по оценкам, выиграют от вступления в ВТО примерно на уровне среднего домохозяйства, что приведет к сокращению бедности (Rutherford and Tarr, 2008).

Все регионы должны получить значительную выгоду от присоединения к ВТО, однако в наибольшей степени выиграют те регионы, которые преуспеют в привлечении прямых иностранных инвестиций, что зависит как от выгодности географического положения, так и от создания благоприятного инвестиционного климата. По-видимому, в наибольшем выигрыше окажутся Северо-Западный регион, Санкт-Петербург и Дальний Восток (Rutherford and Tarr, 2010).

По оценкам авторов целевого исследования по телекоммуникационному сектору, за- работные платы квалифицированных работников в данном секторе значительно вырастут в результате притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Расположенные в России транснациональные корпорации нанимают на работу главным образом российских граждан, и спрос на российских работников, обладающих необходимой для этих корпораций квалификацией, возрастет, равно как и оплата их труда. Стоимость инвестиций российских предприятий, которые войдут в состав совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, скорее всего, останется неизменной или увеличится; однако инвестиции российских владельцев капитала в теле-коммуникационном секторе, которые останутся полностью независимыми от транснациональных корпораций, по-видимому, потеряют в цене. Домохозяйства, доходы которых зависят от предприятий такого типа, могут проиграть от вступления России в ВТО (Jensen, Rutherford and Tarr, 2006).

Каковы источники этих расчетных выгод?

Около 72% оценочной выгоды будет получено в результате повышения качества и снижения цен на услуги, что приведет к росту производительности и конкурентоспособности российских предприятий, пользующихся более качественными услугами. Крайне важно то, что в результате увеличения притока ПИИ в сектор бизнес-услуг предприятия и потребители получат доступ к большему количеству услуг, причем услуг более высокого качества. Повышение производительности означает, что реальные заработные платы должны вырасти, а цены — снизиться, что пойдет на пользу потребителям и снизит производственные издержки для предприятий.

Снижение ставок импортных пошлин позволит приобретать промежуточные ресурсы и товары для конечного потребления по более низким ценам, что обеспечит 18% от общей расчетной выгоды. Несмотря на то что в России многие отрасли характеризуются несовершенной конкуренцией, имеются веские международные данные, подтверждающие, что в ответ на либерализацию торговли происходит снижение цен. Даже не вполне конкурентоспособные предприятия снижают цены на свою продукцию в условиях усиления конкуренции.

Снижение импортных пошлин облегчит ввоз товаров, содержащих современные и разнообразные технологии. Оставшиеся 10% расчетной выгоды будут получены благодаря улучшению доступа на рынки для российских экспортеров. Российские предприятия, в отношении которых применялись антидемпинговые меры на экспортных рынках, например, сталелитейные компании, производители цветных металлов, экспортеры химической продукции получат расширенные права для защиты своих коммерческих интересов в антидемпинговых расследованиях.

Влияние присоединения к ВТО на отдельные отрасли и содействие в адаптации к новым условиям.

Несмотря на снижение импортных тарифов, многие отрасли расширятся благодаря снижению цен на исходные ресурсы, повышению качества услуг и росту цен на экспортную продукцию. Какие из отраслей расширятся, а какие, наоборот, сократятся, зависит от взаимодействия ряда факторов. Среди минусов отметим, что снижение ввозных пошлин приведет к снижению отпускных цен в России, что негативно повлияет на прибыль и объем выпуска предприятий. Однако увеличение спроса на импортную продукцию приведет к ослаблению реального курса рубля, так что цены на импортные товары и цены на аналогичные товары в России снизятся меньше, чем тарифные ставки, и, следовательно, негативное воздействие на российскую промышленность будет меньшим.

Среди плюсов отметим, что стоимость промежуточных товаров для отечественной промышленности сократится по двум причинам. Во-первых, стоимость промежуточных товаров уменьшится из-за снижения импортных пошлин. Во-вторых, наличие разнообразных товаров и услуг более высокого качества приведет к повышению производительности и дальнейшему снижению стоимости промежуточных товаров и услуг с учетом изменения их качества. При этом предприятия-экспортеры получат более высокие экспортные цены в рублях из-за ослабления реального курса рубля. А для предприятий, подпадающих под действие антидемпинговых мер, членство России в ВТО будет означать усиление их прав на экспортных рынках при защите в рамках антидемпинговых разбирательств.

Экспортно-ориентированные отрасли, такие как, например, цветная металлургия, черная металлургия, химическая промышленность, выиграют благодаря повышению рублевых цен на экспортную продукцию — в этих промышленных секторах расширение представляется наиболее вероятным. Экспортно-ориентированные отрасли выиграют благодаря увеличению рублевых цен на экспортные товары в результате ослабления курса рубля, а также благодаря укреплению механизма защиты прав в процессе антидемпинговых разбирательств. Эти отрасли также относятся к числу тех, в которых производственные издержки сократятся больше всего вследствие более интенсивного использования материальных ресурсов, цены на которые снизятся.

Во многих отраслях сферы услуг, которые станут более открытыми для прямых ино- странных инвестиций (ПИИ), например, в телекоммуникационной отрасли, банковской сфере, страховом секторе, также произойдет расширение производственной деятельности. Иностранные компании, инвестирующие в Россию и осуществляющие в России производственную деятельность, будут нанимать на работу преимущественно российских граждан. В этом отношении поучителен опыт страхового сектора Китая. Несмотря на серьезные опасения, относительно снижения деловой активности в китайской страховой индустрии, произошло существенное расширение данного сектора. Заработные платы квалифицированных специалистов в страховом секторе Китая, например, статистиков и актуариев, после присоединения к ВТО существенно выросли. Даже количество национальных компаний в китайском страховом секторе увеличилось в два раза по мере того, как иностранные компании привлекали китайские компании в качестве партнеров совместных предприятий. Те отрасли, в которых тарифные ставки относительно высоки, а объем экспорта невелик, например, пищевая промышленность, легкая промышленность, машиностроение, производство оборудования и строительных материалов, вероятно, испытают наиболее сильное конкурентное давление и могут сократить выпуск продукции.

Что касается работников, высвобождаемых в результате усиления конкуренции со стороны импорта, то для правительства будет более целесообразным оказывать им содействие в переподготовке или переезде к новому месту работы, избегая при этом поддержки соответствующих отраслей. Важно, чтобы поддержка была ориентирована на высвобождаемых работников, а не на отрасли, в которых они заняты. При отсутствии общей эффективной системы социальной защиты для помощи высвобождаемым работникам (наилучший инструмент политики), может оказаться действенной адресная программа по оказанию поддержки при смене профессии. Например, в США подобная программа действует более 35 лет. В ЕС в 2006 г. был создан Европейский фонд адаптации к глобализации, а в Южной Корее программа по оказанию помощи при смене профессии была введена недавно в преддверии заключения возможных соглашений о свободной торговле с США и Европейским Союзом.

В рамках подобных программ работники могут пройти обучение, а также получить компенсацию части расходов на переезд к новому месту работы в расширяющихся отраслях, где зарплаты растут.

Субсидирование сокращающихся отраслей во избежание сокращения выпуска препятствует либерализации и мешает секторам, имеющим потенциал для расширения, получать необходимую дополнительную рабочую силу.К 2020 году тарифы, применяемые в России в рамках режима наибольшего благоприятствования, снизятся, как минимум, на 30%.

Тарифные обязательства России перед ВТО будут выполняться поэтапно, при этом для сокращения тарифов по наиболее «чувствительным» секторам установлен переходный период. Окончательное снижение тарифов произойдет через 8 лет после присоединения к ВТО. Средний применяемый тариф РНБ рассчитывается и как простое среднее (невзвешенное среднее), и как среднее значение, взвешенное с учётом удельного веса в стоимостном объёме.

По крайней мере, в части общих средних значений тариф Таможенного союза весьма незначительно повлиял на ставки пошлин в Российской Федерации. С 1 июля 2010 г. Таможенный кодекс Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана стал единым таможенным кодексом для всех трех стран-членов (за некоторыми изъятиями, установленными главным образом в Казахстане). Эффект от введения Единого таможенного тарифа Таможенного союза измеряется в виде разницы между ставками пошлин, применявшимися в 2010 и 2011 гг. К 2020 г. средний тариф в Российской Федерации снизится до 7,6% с 11% в 2011 г. при расчете на основе среднеарифметического. При этом средний тариф, взвешенный с учётом удельного веса в стоимостном объёме, снизится более существенно — с 11,6% в 2011 г. до 5,3% в 2020 г. Обязательства перед ВТО будут выполняться постепенно, начиная с 2012 г., и будут выполнены почти в полном объеме к 2017 или 2018 г. Более значительное сокращение средневзвешенного тарифа в большой степени объясняется существенным снижением пошлин на автомобили (с 19,2% до 7,7%) и пошлин на электрооборудование и машины (с 8,1% до 4,9%). Совокупный импорт в этих двух секторах составляет более 25% от общего импорта Российской Федерации в стоимостном выражении. Однако вполне возможно, что в результате реализации российской программы развития автомобильной отрасли, направленной на увеличение отечественного производства автомобилей и автомобильных запчастей, импорт автомобилей в будущем сократится. Если это произойдет, то снижение средневзвешенного тарифа будет не столь значительным при расчете на основе фактических удельных весов в будущем. Более подробно см. работы Shepotylo and Tarr (2008; 2012).После выполнения всех обязательств средний «предельный» невзвешенный тариф РНБ в России составит 8,2%, что выше расчетной величины среднего применяемого тарифа.

По более чем 1500 тарифным линиям применяемый в настоящее время тариф в России ниже уровня установленной предельной ставки пошлины в рамках обязательств перед ВТО. Страны вправе применять тарифы ниже предельного уровня. Если предположить, что применяемые ставки пошлин не будут увеличены, средний предельный тариф РНБ в России в 2020 г. будет выше среднего применяемого тарифа РНБ, который составит 7,6%. Полный текст доклада доступен здесь.



 


E-mail: info@wto.ru