Центр экспертизы по вопросам ВТО
 


Возможность задать вопрос создателям сайта по тематике присоединения России к ВТО
Результаты мониторинга СМИ, пресс-релизы, мнения экспертов, информация о событиях
Новости
Пресса
Мнения
Календарь событий
Вопросы и ответы
Общая информация о структуре, принципах функционирования, участниках ВТО, выгодах членства в ВТО и типичных заблуждениях относительно деятельности организации
Краткая справка
Участники ВТО
ВТО о себе
названия организаций со ссылками на их сайты






Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Архив
“Горячая линия”
Вопросы и ответы

“Горячая линия” - это попытка быстрого реагирования на наиболее часто повторяющиеся вопросы о присоединении России ко Всемирной торговой организации в целях наилучшего информирования посетителей сайта по данной теме.
На некоторые из задаваемых вопросов невозможно дать исчерпывающий ответ в данный момент – для этого придется дождаться окончания переговоров. Часть вопросов вызвана недостаточной информированностью бизнеса и граждан о проблеме.
“Горячая линия” будет постоянно содержать примерно 15 вопросов с ответами экспертов. Вопросы и ответы периодически будут обновляться. 

1. “Резкое снижение таможенных ограничений на ввоз к нам иностранной продукции приведет к тому, что импортные товары окончательно заполонят наш рынок. Отечественный производитель разорится. Разве это не так?”
2. “По моему глубокому убеждению, вступление России во Всемирную торговую организацию простым людям ничего не даст. Зачем тогда это нужно?”
3. “Как мы собираемся защищать свою промышленность во время адаптационного периода, когда мы начнем открывать свои рынки?”

4. "Правда ли, что, вступив в ВТО, Россия никогда не сможет выйти из этой организации?"

5. “В чем же выгода от присоединения к ВТО и чем России придется поступиться ради членства в этой организации?”

6. “Верно ли, что после вступления торговая политика России будет определяться Всемирной торговой организацией?”

7.  “Предусматриваются ли какие-то меры для того, чтобы избежать негативных последствий потери Российской Федерацией экономического суверенитета в результате присоединения к ВТО?”

8. Одним из самых болезненных для России условий присоединения к ВТО остается требование уравнять наши внутренние цены на энергоносители с мировыми. Будем ли мы эти требования выполнять? Приведет ли присоединение к ВТО к росту тарифов на энергоносители?

9.“Действительно ли, что в ВТО “правят бал” крупнейшие торговые нации, а маленькие страны там бессильны?”
10. “Почему мы идем на поводу у тех, кому выгодно наше вступление в ВТО и кто вынуждает нас присоединяться к этой организации?”
11. “Почему такие страны, как Грузия и Молдова уже стали членами ВТО, а более мощные экономически Россия и Украина до сих пор вне этой организации?”
12. «Еще недавно говорилось и планах присоединения России к ВТО в 2003 году. Теперь об этом уже не говорят. Когда все-таки произойдет присоединение к ВТО?»


“Многие промышленники говорят, что присоединение к ВТО означает приведение тарифов на энергоносители к мировому уровню. Так ли это?”

“Резкое снижение таможенных ограничений на ввоз к нам иностранной продукции приведет к тому, что импортные товары окончательно заполонят наш рынок. Отечественный производитель разорится. Разве это не так?”

“По моему глубокому убеждению, вступление России во Всемирную торговую организацию простым людям ничего не даст. Зачем тогда это нужно?”

“Как мы собираемся защищать свою промышленность в адаптационном периоде, когда мы начнем открывать свои рынки?”

“Правда ли, что, вступив в ВТО, Россия никогда не сможет выйти из этой организации?”

“Верно ли, что после вступления торговая политика России будет определяться Всемирной торговой организацией?”

“Предусматриваются ли какие-то меры для того, чтобы избежать негативных последствий потери Российской Федерацией экономического суверенитета в результате присоединения к ВТО?”

“Почему мы идем на поводу у тех, кому выгодно наше вступление в ВТО и кто вынуждает нас присоединяться к этой организации?”

“Действительно ли, что в ВТО “правят бал” крупнейшие торговые нации, а маленькие страны там бессильны?”

“ВТО – это организация богатых и успешных стран, преследующих свои коммерческие интересы. Россия не сможет выиграть от присоединения хотя бы потому, что в это системе нет места развивающимся странам с переходной экономикой. Тогда зачем нам это нужно?”

“Волнует экспорт горячекатаной стали, выпускаемой, в том числе, нашим предприятием. Рабочие на своей зарплате чувствуют, как нам объясняют, неконструктивную позицию США в этом вопросе…”



“Многие промышленники говорят, что присоединение к ВТО означает приведение тарифов на энергоносители к мировому уровню. Так ли это?”

Ни в одном из документов ВТО не существует требования о повышении цен на энергоносители. По словам А.Чубайса, главы РАО “ЕЭС России”, “есть наше внутреннее предложение, которое к ВТО не имеет никакого отношения”.


“Резкое снижение таможенных ограничений на ввоз к нам иностранной продукции приведет к тому, что импортные товары окончательно заполонят наш рынок. Отечественный производитель разорится. Разве это не так?”

В России на сегодняшний день экономика достаточно открытая, у нас относительно невысокие пошлины. И то тарифное предложение, которое Россия направила в ВТО, по всем без исключения позициям выше таможенных пошлин, которые действуют сегодня. Например, сегодняшний уровень импортного тарифа в целом в России 9%, а в официальной заявке России, которая внесена в ВТО на переговоры и, скорее всего, будет в итоге принята, уровень импортной пошлины средний 11%, то есть мы не снижаем тарифы.

Глава Минэкономразвития Г.Греф: “Говорят, что вступление в ВТО чревато для нас разрушением, условно говоря, автомобильной промышленности, это наиболее часто повторяемый аргумент. Сегодня у нас пошлины на автомобили установлены в размере от 20 до 25 %. В нашем предложении, которое мы направили в ВТО, стоит пошлина в размере 30%. И вопрос стоит так: удастся ли нам с этой пошлиной 30 % вступить в ВТО или нам ее придется снижать? Вот это вопрос интересов соответствующей отрасли. <…> После вступления страны в ВТО есть два так называемых “уровня связывания пошлин”. Есть тот уровень связывания, с которым страна входит, условно говоря, 50 %, и тот уровень, с которым она должна существовать в ВТО, условно говоря, 30 %. И по всем чувствительным позициям, есть такое правило, страны могут договариваться об имплементационном периоде, от 6 до 8 лет, то есть периоде, в течение которого будет происходить снижение от 50% до 30%”.


“По моему глубокому убеждению, вступление России во Всемирную торговую организацию простым людям ничего не даст. Зачем тогда это нужно?”

Открытие рынка выгодно как раз для населения, потому что люди получают возможность купить больше товаров более высокого качества за меньшую цену. Это заставляет конкурировать внутренних производителей с иностранными.

И не надо думать, что все отечественные производители тут же разорятся. Один простой пример: за последние годы качество отечественной мясомолочной продукции кардинально улучшилось, расширился ее ассортимент, и большинство российских семей сегодня отдает предпочтение именно нашей продукции. Возможно ли было бы такое без конкуренции с аналогичными изделиями иностранного производства, которые хлынули на наш рынок в результате его либерализации? Очевидно, нет.

То же самое относится и к рынку услуг, которыми пользуется население, например, банковских, страховых. Их тоже станет больше в результате присоединения к ВТО, и их качество будет выше.


“Как мы собираемся защищать свою промышленность в адаптационном периоде, когда мы начнем открывать свои рынки?”

Что касается отечественных производителей, здесь ситуация не столь однозначна, как с потребителями. Но одно можно сказать сразу: здоровая конкуренция лишь способствует успешной работе национального производителя, который в условиях конкуренции вынужден будет повышать качество своих товаров. Пример: в свое время открытие американского рынка для импорта японских легковых автомобилей было очень болезненно для промышленности США, однако результатом было улучшение качества и удешевление автомобилей американского производства.

Разумеется, с учетом переходного состояния российской экономики, незавершенности структурных преобразований и пр. Россия не может пойти на широкое открытие внутреннего рынка перед иностранными товарами. Члены ВТО сохраняют возможность применения ограничительных мер против импорта, например, в тех случаях, когда такой импорт наносит серьезный ущерб национальным производителям товаров или ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. Важно лишь то, что такие ограничения могут вводится на основе четко установленных правил. При присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров или рынка услуг. Конкретный уровень такой защиты и является предметом переговоров об условиях присоединения, которые ведет ныне Россия.

В арсенале защиты интересов национального производителя есть несколько способов.

Это введение, если необходимо, высокого уровня пошлин в отношении товаров; это применение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, если их импорт в РФ наносит ущерб российским производителям и когда таможенные пошлины не могут обеспечить необходимый уровень защиты; наконец, это активное применение имеющихся в распоряжении страны-члена ВТО инструментов т.н. “селективной” защиты секторов экономики от наносящей ущерб конкуренции. И в качестве наиболее радикальной меры в критических случаях Россия может выйти из “связывания” тарифа.

Что касается субсидий, то запреты касаются главным образом экспортных субсидий в промышленности (в России они практически не применяются) или субсидий на импортозамещение.

Практика субсидирования отдельных предприятий или отраслей, которая по правилам ВТО может вызвать ответные меры, в последние годы ограничена до минимума. Особым пунктом остается субсидирование аграрного сектора, где все виды субсидирования пока разрешены ВТО. Важно согласовать разумный уровень таких субсидий для России. В этой области мы ведем переговоры, основываясь на прогнозируемых потребностях в господдержке и доступных бюджетных возможностях, исходя при этом из обеспечения многократного “запаса прочности”.

“Правда ли, что, вступив в ВТО, Россия никогда не сможет выйти из этой организации?”

Условия участия в любом торговом соглашении, в том числе и во Всемирной торговой организации, не препятствуют государству реализовать свое суверенное право на выход из соглашения тогда, когда оно сочтет это нужным.


“Верно ли, что после вступления торговая политика России будет определяться Всемирной торговой организацией?”


ВТО не указывает правительствам, как им проводить свою торговую политику - организацией руководят сами ее участники. Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между правительствами стран-членов на основе консенсуса и ратифицируются парламентами.

Механизм принуждения может использоваться лишь в случае отхода страны-члена от выполнения своих обязательств, возникновения торгового спора и передачи его в инстанции ВТО. Тогда Орган по разрешению споров, в состав которого входят страны-члены, принимает соответствующее решение на основе выводов, сделанных группой экспертов по разрешению споров или итогов рассмотрения апелляции. Если член ВТО, нарушивший обязательства, не намерен исправлять ситуацию, он может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы ВТО.

Таким образом, ВТО не диктует политику своим членам; напротив, ее участники формируют политику организации.


“Предусматриваются ли какие-то меры для того, чтобы избежать негативных последствий потери Российской Федерацией экономического суверенитета в результате присоединения к ВТО?”

ВТО ничем не отличается от других международных организаций, которые не предполагают делегирования какой-либо части национального суверенитета наднациональным международным органам. В этом ее отличие от организаций интеграционного типа, таких как Европейский Союз. Кроме того, обязательства стран вытекают и из других международных соглашений экономического характера, причем большинство из них содержат те или иные ограничения для подписавших их правительств.

ВТО не регулирует отношения собственности, макроэкономическую, структурную, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, режим инвестиций (за исключением инвестиций в сектора услуг, а также торговых мер, связанных с инвестициями); она не вмешивается в вопросы обороны и безопасности.


“Почему мы идем на поводу у тех, кому выгодно наше вступление в ВТО и кто вынуждает нас присоединяться к этой организации?”

Быть или не быть в ВТО – добровольный выбор любой страны, и поэтому на данный момент переговоры ведут как большие, так и маленькие государства. Присоединяясь к ВТО, даже небольшая страна автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства.

Вступая в ВТО, страна берет на себя обязательства, не требуя взаимности, по снижению таможенных тарифов, внося тем самым свой вклад в процесс торговой либерализации. Это требование едино для всех новых членов, и страны при вступлении также соглашаются на его выполнение добровольно.

“Действительно ли, что в ВТО “правят бал” крупнейшие торговые нации, а маленькие страны там бессильны?”

Это неверно. В торговой системе ВТО все придерживаются одних и тех же правил, что расширяет переговорные возможности маленьких стран. Так, в рамках процедуры разрешения споров развивающиеся страны успешно оспаривали в ВТО действия, предпринятые индустриальными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров.


“ВТО – это организация богатых и успешных стран, преследующих свои коммерческие интересы. Россия не сможет выиграть от присоединения хотя бы потому, что в это системе нет места развивающимся странам с переходной экономикой. Тогда зачем нам это нужно?”

Абсолютное большинство стран-членов ВТО – именно развивающиеся страны.

Соглашения ВТО включают в себя многие важные положения, которые принимают во внимание интересы развивающихся стран. Так, для них предусматривается более продолжительный период времени для внесения изменений, необходимых в соответствии с правилами ВТО. К наименее развитым странам предусмотрен специальный подход, в том числе исключения из многих положений соглашений. Необходимость решения вопросов развития может также быть использована для обоснования действий, которые обычно запрещаются соглашениями ВТО, например, предоставления правительственных субсидий.


“Волнует экспорт горячекатаной стали, выпускаемой, в том числе, нашим предприятием. Рабочие на своей зарплате чувствуют, как нам объясняют, неконструктивную позицию США в этом вопросе…”

Российская горячекатаная сталь - один из самых дискриминируемых видов российской металлопродукции на внешних рынках. В основном для ограничения доступа российской горячекатаной стали наши торговые партнеры применяют антидемпинговые меры. Такие ограничения используют Мексика, Аргентина, Эквадор, Филиппины, Венесуэла, Египет. Индия, Индонезия, Канада, Китай и др.

С США дела обстоят немного иначе, и, к сожалению, не в нашу пользу. В 1999 под угрозой введения антидемпинговых мер на российский горячекатаный прокат и полного закрытия для наших производителей вследствие этого рынка США было подписано Соглашение о приостановлении антидемпинговой процедуры. В обмен на отказ американской стороны от применения антидемпинговых мер Россия согласилась ограничить свои поставки горячекатаной продукции на американский рынок как по объему, так и по цене. Одновременно был введен мораторий на поставки этих товаров в США до конца 1999 года.

В 2000 цены на горячекатаную продукцию постоянно падали, и российскую горячекатаную сталь удавалось продавать в США только в первой половине 2000 года, к тому же по условиям соглашения США каждые три месяца рассчитывали так называемую “справочную” цену на российскую горячекатаную продукцию, ниже которой российские компании не могли продавать этот товар в США.

С целью изменения сложившейся ситуации с США было проведено несколько раундов консультаций. К сожалению, эти переговоры зашли в тупик, и сторонам не удалось найти решение проблемы.

В такой ситуации единственным приемлемым вариантом возобновления продажи стали на рынок США может быть пересмотр соглашения и смягчение для отдельных поставщиков условий торговли с США горячекатаной продукцией.





 


E-mail: info@wto.ru